Цветовая схема:   Размер шрифта:

656043, Алтайский край, г. Барнаул,
ул. Короленко, д. 65
(3852) 371-401, 371-421
archbarnaul@barnaul-adm.ru

30.06.2020 – Актуальные вопросы изменения вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства

Актуальные вопросы изменениявида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

- основные виды разрешенного использования;

- условно разрешенные виды использования;

- вспомогательные виды разрешенного использования.

Перечень видов разрешенного использования для территориальной зоныустановлен в п. 1 ч. 6 ст. 30 ГрК РФ. Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 №540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее - Классификатор).

Сведения о виде разрешенного использования земельного участка содержатся в едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН).

В соответствии с письмом Минэкономразвития России от 31.07.2015 №ОГ-Д23-10238 и письма Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее Росреестр) от 17.01.2018 №01-00357-ГЕ/18 «Об установлении или изменении границ территориальных зон» органы местного самоуправления устанавливают виды разрешенного использования в соответствии с правилами землепользования и застройки, если они были приняты до вступления в силу Классификатора, однако если виды разрешенного использования устанавливаются или изменяются в правилах землепользования и застройки после 24.12.2014, то виды разрешенного использования должны соответствовать Классификатору.

Орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны были внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными Классификатором до 01.01.2020 г.

Согласно ч. 4 ст. 37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями, за исключением органов власти, государственных и муниципальных учреждений и предприятий, выбираются самостоятельно, без дополнительных разрешений и согласования.

Из п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) следует, что любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Чтобы изменить основной и вспомогательный виды разрешенного использования, собственнику необходимо обратиться в управление Росреестра для внесения в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования.

С учетом позиции Верховного Суда Российской Федерации другие правообладатели (например, арендаторы) для изменения вида разрешенного использования участка должны обратиться к собственнику.

На основании п. 2 ст. 7 ЗК РФ, ч. 2, 4 ст. 37 ГрК РФ основной и вспомогательный вид разрешенного использования правообладатель может самостоятельно выбрать из установленных градостроительным зонированием.

Не нужно получать согласие органа местного самоуправления, если участок находится в частной собственности и расположен на территории, для которой утверждены правила землепользования и застройки.

Необходимо помнить, что вспомогательный вид можно выбрать только дополнительно к основному и условно разрешенному. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 37 ГрК РФ установить его вместо основного нельзя.

Чтобы изменить условно разрешенный вид использования, нужно получить разрешение на новый условно разрешенный вид использования земельного участка.

Для этого заинтересованное лицо (например, арендатор) должно подать заявление в уполномоченный орган муниципального образования, например в комиссию по подготовке правил землепользования и застройки муниципального образования.

Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению путем проведения общественных обсуждений или публичных слушаний. Расходы на их проведение несет правообладатель земельного участка, для которого испрашивается изменение вида разрешенного использования.

По результатам проведения общественных обсуждений или публичных слушаний комиссия готовит рекомендации о предоставлении разрешения на изменение вида разрешенного использования земельного участка или об отказе в предоставлении такого разрешения и направляет их главе местной администрации, который в течение трех дней со дня поступления указанных документов принимает соответствующее решение.

На основании п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ в изменении вида разрешенного использования может быть отказано, если земельный участок не соответствует предельным (минимальным или максимальным) размерам и параметрам, установленным для земельных участков с испрашиваемым видом разрешенного использования.

Однако в соответствии с ч. 12 ст. 39 ГрК РФ правообладатель земельного участка вправе оспорить отказ в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в судебном порядке

В случае если в отношении земельного участка не установлен градостроительный регламент или на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента, вносится запись «Градостроительный регламент не устанавливается» или «Действие градостроительного регламента не распространяется».

Наверх