Цветовая схема:   Размер шрифта:

656043, Алтайский край, г. Барнаул,
ул. Короленко, д. 65
(3852) 371-401, 371-421
archbarnaul@barnaul-adm.ru

30.12.2019 – О понятии строений и сооружений вспомогательного использования

О понятии строений и сооружений вспомогательного использования
В соответствии с п.3 ч.17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Это правило распространяется на все сооружения вспомогательного использования: как на те, которые являются недвижимостью, так и на те, которые недвижимостью не являются.
Если сооружение признается недвижимостью, то есть имеет прочную связь с землей и его перемещение без несоразмерного ущерба назначению невозможно (ч. 1 ст. 130 ГК РФ), может быть зарегистрировано право на такое сооружение. При этом одновременно нужно поставить его на кадастровый учет (п. 1 ч. 3 ст. 14 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Вместе с тем, поскольку при строительстве такого сооружения не выдается разрешение на его ввод в эксплуатацию, для государственной регистрации прав и кадастрового учета потребуются следующие документы (ч. 10 ст. 40 Закона о государственной регистрации недвижимости):
- технический план. Он должен быть подготовлен на основании декларации об объекте недвижимости. Кроме того, в разделе «Заключение кадастрового инженера» этого плана должно быть приведено обоснование его подготовки на основании декларации и указано, что сооружение является вспомогательным по отношению к основному объекту, в связи с чем получение разрешения на строительство и (или) ввод объекта в эксплуатацию не требуется (ч. 11 ст. 24 Закона о государственной регистрации недвижимости, Письмо ФГБУ «ФКП Росреестра» от 07.04.2016 №10-1287-КЛ);
- правоустанавливающий документ на земельный участок. Если же для размещения этого объекта предоставление участка (установление сервитута) не требуется, то необходимо представить подтверждающий это документ.
Следует отметить, что легальное определение строений и сооружений вспомогательного назначения отсутствует, также законодателем не разъяснены критерии, по которым объекты признаются вспомогательными.
Вместе с тем, Ростехнадзор приводит два разноплановых критерия, которым должны отвечать строения и сооружения вспомогательного назначения:
1.это сооружения пониженного уровня ответственности. К ним относятся сооружений сезонного или вспомогательного назначения: небольшие склады, летние павильоны, парники, теплицы и иные подобные сооружения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства;
2.наличие на земельном участке основного здания или сооружения, по отношению к которому это сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию. Например, это могут быть мобильные сборно-разборные и контейнерные здания и склады, гаражи, блокпосты для охраны объектов и другие подобные сооружения.
Неоднозначно в судебной практике решается вопрос о соотношении понятий «объект капитального строительства» и «строения и сооружения вспомогательного использования».
Учитывая, что объекты, не являющиеся объектами капитального строительства (киоски, навесы и другие), указаны в п.2 ч.17 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а строения и сооружения вспомогательного использования отдельно обозначены в п.3 ч.17 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, последние объекты следует относить к объектам капитального строительства с особым вспомогательным назначением.
Таким образом, действующее законодательство не содержит определения объекта вспомогательного использования. Вместе с тем, исходя из анализа положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, основными критериями определения таких объектов как объектов вспомогательного использования могут являться: принадлежность объектов к виду сооружений пониженного уровня ответственности; отсутствие необходимости получения разрешительной документации на их строительство; наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношению к которому объекты являются вспомогательными.

Наверх