Цветовая схема:   Размер шрифта:

656043, Алтайский край, г. Барнаул,
ул. Короленко, д. 65
(3852) 371-401, 371-421
archbarnaul@barnaul-adm.ru

22.07.2020 – Информация по вопросу необходимости установления санитарно-защитных зон от предприятий

ИНФОРМАЦИЯ

по вопросу необходимости установления санитарно-защитных зон от предприятий, расположенных на территории городского округа – города Барнаула

Алтайского края

Санитарно-защитная зона (далее – СЗЗ) – специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II классов опасности – как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.

Требования к разработке СЗЗ закреплены Федеральными законами от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», а также СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

В соответствии с Правилами установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 №222, СЗЗ устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

В границах СЗЗ не допускается использования земельных участков в целях:

а) размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводства;

б) размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена СЗЗ, приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями.

СЗЗ и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

Решение об установлении, изменении или о прекращении существования СЗЗ принимают следующие уполномоченные органы по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования СЗЗ:

а) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию;

б) территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III - V класса опасности.

К заявлению об установлении или изменении СЗЗ прилагаются:

1) проект СЗЗ;

2) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта СЗЗ.

К заявлению о прекращении существования СЗЗ прилагаются:

1) результаты исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта при его ликвидации);

2) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении результатов исследований (измерений), указанных в пункте 1.

При планировании строительства или реконструкции объекта застройщик не позднее чем за 30 дней до дня направления в соответствии с Градостроительным кодексом РФ заявления о выдаче разрешения на строительство представляет в уполномоченный орган заявление об установлении или изменении СЗЗ.

В срок не более одного года со дня ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта, в отношении которого установлена или изменена СЗЗ, правообладатель такого объекта обязан обеспечить проведение исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и в случае, если выявится необходимость изменения СЗЗ, установленной или измененной исходя из расчетных показателей уровня химического, физического и (или) биологического воздействия объекта на среду обитания человека, представить в уполномоченный орган заявление об изменении СЗЗ.

Согласно п.13 ст.26 Федерального закона от 03.08.2018 №342-Ф3 (ред. от 27.12.2019) «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.01.2022 определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют. Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ, до 01.10.2021 обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении СЗЗ, с заявлениями об установлении СЗЗ или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) СЗЗ с приложением документов, предусмотренных положением о СЗЗ.

Как показывает практика, предприятия самостоятельно мониторят законодательство РФ и знают о необходимости разработки и утверждения проектов СЗЗ либо их корректирования, но, к сожалению, откладывают в «долгий ящик» по различным причинам. Органы надзора в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения предупреждают о контрольно-надзорных мероприятиях как плановых так и внеплановых, поскольку их к этому обязывает Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Однако, органы прокурорского надзора могут проводить проверки на соблюдение законодательства в любое удобное для них время.

Процесс установления СЗЗ для объектов носит масштабный характер по причине того, что включает в себя несколько этапов. К их числу относятся: разработка проекта СЗЗ, кадастровые работы (для более точного определения точек отбора проб, их географические координаты и т.п.), привлечение независимой аккредитованной лаборатории на отбор проб, прохождение санитарно- эпидемиологической экспертизы. Именно поэтому, приступить к установлению СЗЗ необходимо в кратчайшие сроки.

Кроме того, отсутствие установленной СЗЗ объектов образуют состав административных правонарушений, предусмотренных ст.6.3, ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и влекут предупреждение или наложение административного штрафа:

-на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

-на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

По окончании проведения проверки помимо наложения штрафных санкций выносится предписание о выполнении того или иного требования действующего законодательства РФ (в данном случае установление СЗЗ). Таким образом, обеспечение работ по установлению СЗЗ для предприятия переходит в разряд первоочередных задач, не требующих отлагательств.

С учетом изложенного, организациям города Барнаула при отсутствии документов по СЗЗ необходимо провести мероприятия, указанные в постановлении Правительства РФ от 03.03.2018 №222, с последующим получением решения об установлении СЗЗ в органах Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Напоминаем, что СЗЗ считается окончательно установленной после внесения сведений о ней в Единый государственный реестр недвижимости.

Наверх